Сувениры из Севастополя

Сувениры Севастополя
Сувениры с видами Севастополя и Херсонеса

Мы покидаем город Евпаторию и направляемся далее исследовать юго-запад Крымского полуострова. Здесь нас ожидает встреча с городом морской славы Севастополем и древним Херсонесом. Каждый сантиметр Севастополя дышит историей, каждый камень хранит в себе многовековые тайны. Закрытый в одно время для туристов как военный город, сегодня Севастополь радостно встречает гостей со всего мира. В этом городе вы ежесекундно будете ощущать дыхание моря, слышать шум волн и встречать людей в морской форме.

Севастополь – это Город-герой с Большой буквы. Захватчики дважды пытались стереть его с лица земли, но каждый раз Севастополь, словно птица Феникс, восставал из пепла и возрождал свои многочисленные исторические памятники.

Но стать всемирно известной эмблемой города Севастополя суждено было монументу, установленному в память кораблям, затопленным в 1854-1855 годах для заграждения входа на рейд. В нем выражена вся суть героического города, вся его воинская слава. «Памятник затопленным кораблям» установлен на гранитной скале, стоящей в море, в 23 метрах от набережной. В выступах скалы со стороны набережной установлены гранитные блоки в форме ступенчатого пьедестала, а на нем возвышается светло-серая колонна коринфского ордера с бронзовым орлом на капители.

Двуглавый орел наделен сразу несколькими символическими смыслами: он увенчан большой императорской короной, а в клюве держит венок с якорем. Бдительный взор орла обращен в сторону моря, как бы упреждая неприятеля. Он гордо раскинул свои могучие крылья, демонстрируя свою мощь. А на груди орла – щит с рельефным изображением святого Георгия Победоносца.

Годом создания главного символа города Севастополя «Памятник затопленным кораблям» стал 1905-й.

Мемориал установили в честь 50-летия первой героической обороны Севастополя, которая вошла в военно-морскую историю беспрецедентным тактическим ходом: русские парусные корабли были затоплены на входе на рейд, чтобы неприятельские суда не смогли подойти к Севастополю. Именно затопленные корабли и огонь береговых батарей сделали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.

Долгое время имя автора «Памятника затопленным кораблям» было покрыто ореолом неизвестности. Лишь в 1949 году в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского и российского скульптора Амандуса Адамсона. Составителем списка был сам скульптор, а поводом для создания документа стало его избрание действительным членом Академии художеств. В этом списке значится и «Памятник затопленным кораблям» в городе Севастополе. А в ходе последних исследований было обнаружено, что в создание этого памятника вложены и труды архитектора В.А. Фельдмана, а также военного инженера О.А. Энберга.

Еще одним исторически свидетельством военно-морской славы Севастополя является памятник замечательному русскому полководцу 19-го века Павлу Степановичу Нахимову. Для севастопольцев и черноморцев имя адмирала Нахимова особенно близко и дорого: с Черноморским флотом связано больше половины его славной морской службы.

Адмирал Нахимов страстно любил Севастополь, ведь именно здесь сформировался и расцвел талант флотоводца Нахимова. Именно севастопольцы первыми с почестями встречали его с победой после разгрома турецкой эскадры в битве под Синопом. Синопское морское сражение, которое состоялось 18 ноября 1853 года, навсегда вошло в морскую историю и в учебники по военно-морскому делу.

Адмирал Нахимов был одним из организаторов обороны Севастополя 1854-1855 годов. В дни легендарной обороны Севастополя жители города, моряки и солдаты называли Нахимова «Хозяином города», считали его «Душой Севастополя». А после ратных сражений Адмирал совместно с М.П. Лазаревым и В.А. Корниловым заботился о строительстве, благоустройстве и развитии культурного облика Севастополя.

Здесь, на бастионах Севастополя на Малаховом кургане, преждевременно оборвалась жизнь Адмирала Нахимова, всецело посвященная любимой Отчизне и флоту. Последней пристанью Нахимова стал Владимирский собор в Севастополе, где он был предан земле.

И сегодня для военных моряков нет ничего почетнее, чем быть отмеченными орденом либо медалью, учрежденными в честь адмирала Нахимова. Именем флотоводца названы улицы, проспекты, корабли. А в Нахимовском военно-морском училище на примере адмирала готовят новую смену военных моряков.

Спустя 45 лет после Синопского сражения, прославившего Нахимова на все времена, 18 ноября 1898 года в Севастополе был торжественно открыт и освящен памятник Павлу Степановичу Нахимову. Столь важное событие почтил своим присутствием лично Государь Император. Место на Екатерининской площади для установки памятника было выбрано не случайно: с этой точки хорошо виден любезный сердцу адмирала Севастополь и Графская пристань. А в 1957 году площадь перед Морским собранием также была переименована в честь адмирала Нахимова.

Графская пристань занимает в Севастополе особое место среди достопримечательностей. Графская пристань украшает Севастополь с 1846 года. Строгий классически оформленный фриз Графской пристани держится на белой колоннаде, устремляющейся ввысь. На фризе проходит карниз с невысоким парапетом. Его украшает более высокий парапет с обозначением даты постройки – 1846 год.

Традиционная деревянная пристань появилась здесь в 1783 году одновременно с первыми городскими и портовыми постройками. В 1787 году пристань нарекли Екатерининской. Такой сюрприз город подготовил императрице к ее приезду в Севастополь. Однако, при всем уважении к императрице Екатерине, горожане называли пристань Графской.

Такое название приросло к пристани потому, что именно сюда обычно приставала шлюпка графа М.И. Войновича, командовавшего севастопольской эскадрой в 1785-1789 годах. Уже в 30-е годы 19 века у главного командира Черноморского флота и портов М.П. Лазарева родилась идея облагородить Графскую пристань. Лазарев предложил построить каменную террасу и колоннаду, которая оградила бы ступени, ведущие к морю, а также заменить деревянные ступени пристани каменными.

Проект реконструкции пристани был выполнен военным инженером Д. Уптоном. После завершения всех работ Графская пристань кардинально преобразилась и стала парадным причалом военного порта Севастополя. С Графской пристанью связано немало знаменательных событий. О них повествуется на мемориальных досках, установленных на Графской пристани: «Здесь 22 ноября 1853 года произошла торжественная встреча севастопольцев с вице-адмиралом Нахимовым после Синопской победы»; «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина».

С Графской пристани открывается прекрасный вид на Севастопольскую бухту, а также на еще одну архитектурную достопримечательность города Севастополя – церковь Святого Николая. Церковь была возведена в 1857-1870 годах на народные средства в память о погибших в героической обороне Севастополя 1854-1855 годов.

Свято-Никольский храм – это архитектурная доминанта Севастопольской Северной стороны. Он расположен на вершине холма, утопающего в зелени Братского кладбища. Именно здесь покоятся сотни тысяч погибших защитников Севастополя, которые отдали свои жизни в ходе 349-дневной обороны. В братских могилах их размещали плечом к плечу, как стояли они в сражениях за свой Севастополь.

Сбора средств на сооружение храма в память о славных защитниках Севастополя был объявлен 18 мая 1856 года. И потребовалось всего полтора года, чтобы накопилась достаточная сумма средств для начала строительства храма-памятника во славу Святителя Николая, потому что беспримерное мужество защитников Севастополя нашло отклик среди всех слоев населения на всех просторах огромной Российской империи. А уже в 1870 года храм был освящен.

Часовня Свято-Никольского храма по форме напоминает пирамиду, символ вечности, обладающий огромной эмоциональной силой воздействия. Не удивительно, что в народе часовню сразу же метко назвали пирамидой. 27-метровую вершину каменной пирамиды увенчал 7-метровый крест весом 16 тонн из диорита, добытого в районе горы Аю-Даг.

Оригинальной своей формой храм обязан архитектору А.И. Штакеншнейдеру, который разработал столь оригинальную идею. Окончательно закончил проект Свято-Никольского храма А.А. Авдеев. В последствие работа над проектом Свято-Никольского храма в Севастополе принесла Авдееву звание академика архитектуры. Роспись Свято-Никольского храма выполняли художники М.Н. Васильев, А.Д. Корнеев, А.Д. Литовченко, мозаичные работы – веницианская мастерская Антонио Сальвати.

В годы Второй обороны Севастополя, в 1942-1944 гг., Свято-Никольский храм-памятник претерпел разрушения: верхушка здания была разбита, огромный диоритовый крест рухнул на землю, часть его откололась. Лишь в 1967 году началось восстановление здания Свято-Никольского храма-памятника в городе Севастополе.

Руководил работами архитектор И.Л. Шмульсон. Часть восстановительных работ была завершена в 1974 году. Но первая служба и освящение Свято-Никольского храма-памятника состоялось только в 1988 году, после 60-летнего перерыва.

Реставрация храма продолжилась после возвращения Свято-Никольского храма православной общине – в 1994 году. В настоящее время в Свято-Никольском храме-памятнике в Севастополе службы отправляются регулярно, храм живет своей полноценной жизнью.

А мы продолжаем изучать по сувенирам от компании Vau-Vau город-герой Севастополь. И наш восторженный взгляд устремляется на величественный монумент, построенный в честь героических защитников г. Севастополя в годы Великой Отечественной войны, – мемориал «Матрос и Солдат».

Памятник возвышается на Хрустальном мысе и служит украшением южного фасада города. Высота памятника «Матрос и Солдат» достигает 40 метров! Он известен как одна из впечатляющих скульптур Севастополя, да и территории бывшего Советского Союза в целом. Однако, это был и один их самых «долгоиграющих» строительно-мемориальных проектов, который когда-либо реализовывали на территории бывшего СССР. И, что не менее интересно, – один из самых спорных.

Скульптурная композиция «Матрос и Солдат» должна была стать частью большого мемориала с музеем, аллей городов-героев и Вечным огнем еще в 1972 году. Фактически возведение монумента началось только в 1981 году. К готовому памятнику «Матрос и Солдат» в городе Севастополь было много претензий и нареканий. На переработку и продолжение всего комплекса денег не нашлось, и строительство было приостановлено. Затем случился распад СССР. И только с 2004 года работы восстановились.

В 2005 году на завершение строительства мемориала выделили 5 млн. гривен, но этой суммы для такого масштабного проекта не хватало. Пришлось ограничиться реставрацией того, что было создано ранее. В 2007 году состоялось открытие обновленного памятника. Сегодня «Матроса и Солдата» окружают газоны с цветами, аллеи недавно посаженных деревьев и ухоженные дорожки. А у подножия памятника вымощена плиткой большая площадь. С нее открывается замечательный вид на Севастопольскую бухту и на сам памятник «Матрос и Солдат», который потрясает своей масштабностью.

Следующая великолепная историческая достопримечательность города Севастополя была построена на месте крещения равноапостольного князя Владимира – это Владимирский собор в Херсонесе. Церковные предания и исторические свидетельства говорят о том, что крещение Великого князя Владимира Святославовича состоялось в 988 году именно в городе Херсонесе, или Корсуне, как его называли древние русичи. Теперь Херсонес – это Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе.

Первоначальная идея увековечить место крещение равноапостольного князя Владимира принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Он озвучил свою инициативу в 1825 году, а в 1827 году под его началом в Херсонесе произвели раскопки трех храмов. Один из них оказался особо богато оформленным. Он стоит на центральной площади, поэтому был принят за храм, в котором впервые перекрестился Киевский князь. Над руинами данной древней святыни крестоподобной формы решено было возвести новый храм Святого Владимира в Херсонесе.

Но утверждение проекта нового храма царем было отложено в связи с началом Крымской войны. Только спустя три года по окончании военных действий, в 1859 году, император утвердил проект академика архитектуры Давида Гримма. Строительство Владимирского собора в Херсонесе растянулось на 30 лет.

Однокупольный собор в византийском стиле величественно возвышался над Владимирским собором на высоте 36 метров. Это было воплощение грандиозности, величия и красоты! Владимирский собор в Херсонесе сооружали из каррарского и гаспринского мрамора, Балаклавского мраморовидного известняка и крымбальского камня, а полы украсили многоцветной мозаикой.

Мраморный иконостас главного храма по проекту Н. Чагина выполнял в Карраре итальянский мастер. Во Владимирском соборе в Херсонесе возносили молитвы перед иконами, написанными известными художниками Е. Майковым, В. Нефом. Роспись стен и картины принадлежали кисти академика живописи А. Корзухина.

История повернулась спиной к Владимирскому собору в 1924 году – он был закрыт, а во время Второй мировой войны Владимирский собор в Херсонесе был взорван. В 1992 году службу возобновили в нижнем восстановленном храме, а в 1999 году с Божьей помощью стартовала полная реставрация Владимирского собора в Херсонесе. Спустя всего два года на куполе собора солнцем засиял золотой крест и состоялась церемония его освящения.

Внимание туристов привлекает и большой херсонесский колокол, установленный между двумя пилонами на скалистом берегу моря. С древностью херсонесский сигнальный колокол никак не связан, но история у него неординарная. Херсонесский колокол весом 315 пудов был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Изначально сей колокол был установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы похитили колокол и вывезли его в Париж. Спустя годы трофей был обнаружен ни где-нибудь, а на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари)! Многие лета звучал над столицей Франции голос херсонесского колокола, пока в ноябре 1913 года не без помощи французского консула в Севастополе Луи Ге, французы вернули херсонесский колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Так Франция проявила дружбу с Россией, а Херсонес вернул себе раритетный колокол.

Херсонесский колокол называют еще туманный колокол, поскольку он не только призывал на службу монахов, но и служил звуковым маяком. В туманную погоду голос херсонесского колокола предупреждал корабли, находящиеся в море, о близости скалистого берега. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Наверняка не случайно ним оказался тот самый, вернувшийся из Франции херсонесский колокол. Его узнали по изображению на боках: с одной стороны – лик Святого Николая, с другой – неизвестный святой, стоящий на луне. Убедительным аргументом происхождения колокола, пережившего похождения по Европе, является и текст на колоколе, который сохранился частично, но главную информацию сберег: «Сей колокол… вылит … святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом … пуд 1776 года месяца августа… числа».

В биографию Херсонесского колокола навеки вписаны гражданская война и Вторая героическая оборона Севастополя. Свидетельствами событий тех грозных лет остались следы от пуль и осколков на медных боках херсонесского колокола. Но в 60-е годы 20-го века его лишили языка, и колокол замолчал. Только иногда неугомонные мальчишки бросали в него камешки и слышали в ответ негромкий то ли звон, то ли стон истории…

Однако времена изменились, и молчание херсонесского колокола закончилось, началась новая его жизнь на прежнем месте – на крутом морском берегу древнего Херсонеса.

Оригинальный сувенир «Снежный шар» от компании Vau-Vau поможет надежно сохранить в памяти яркий след от соприкосновения со всеми достопримечательностями Севастополя и сделает визит в город русской славы незабываемым.